- ПСАЛОМ
- (нем. Psalm, итал. salmo, франц. psaume, от греч. ψάλλειν = дергать [струну]), название песнопений Давида, которые царь-поэт пел аккомпанируя себе на арфообразном инструменте. Пение псалмов перешло из еврейского в христианское богослужение, сперва в форме унисонного поочередного пения (См. ); в таком виде св. Амвросий заимствовал его у греческой церкви, и уже на итальянской почве возник респонзорий. В современном католическом церковном пении различают пение псалмов в тесном смысле слова (целые псалмы: вечерня, утреня [Mette]) и построенные на отдельных стихах псалмов антифоны, градуалы, tractus и аллилуйя. Первоначальный способ пения п-в в католической церкви заключался в одноголосном исполнении григорианской мелодии без инструментов; однако этот способ с самого начала не был тем, что мы теперь разумеем под псалмодией (речитатив, ритмика которого сообразуется исключительно с требованиями текста), а походил скорее, смотря по цели и содержанию, на восклицания радости (с быстрыми пассажами колоратурного характера) или на прочувствованную жалобу. Когда появилась многоголосная музыка, она скоро захватила область п-в, впервые вероятно в форме органума и фобурдона; но уже от 12-го века до нас дошли более художественные трех- и четырехголосные обработки градуалов (См. Перотин). Эпоха расцвета контрапункта довела пение псалмов на 4 голоса без сопровождения до высокого совершенства, а последний расцвет римской школы (См.) увеличил число голосов до 16, 24 и еще более. Но наряду с этим появилась с 1600 снова пение на один или несколько голосов с сопровождением, и таким образом постепенно развились крупные композиции п-в для соло, хоров и оркестра. Об интонации псалмов, cм. Интонация.
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.